Доступная среда

Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы


Утверждена постановлениемКабинета МинистровРеспублики Татарстанот 22.09.2011 № 786          Долгосрочнаяцелевая программаРеспублики Татарстан«Доступная среда» на 2011 – 2015 годы


Паспорт Программы 


Наименованиепрограммы
Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (далее – Программа)
Основаниядля разработки Программы Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы»;приказМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 июля 2011 года №712н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в части реализации в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации»;приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2011 года №648н «Об утверждении распределения в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные с учетом технического задания пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации»;постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года № 1184 «Об утверждении Концепции развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2011 – 2013 годы»
Государственный             заказчик Кабинет Министров Республики Татарстан 
Государственный заказчик – координатор и основной разработчик Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Цель Программы Создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности
ЗадачиПрограммы Нормативное, правовое сопровождение формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, формирование системы мониторинга и контроля обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения социальной и транспортной инфраструктуры;адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности;адаптация интернет-ресурсов и устройств связи, а также предоставление услуг в сфере информатизации и связи;формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями
Сроки реализации Программы 2011 – 2015 годы, в том числе:I этап – 2011 – 2012 годы;II этап – 2013 – 2015 годы
Объемы и источники финансирования Программы Источники финансирования Программы:средства бюджета Российской Федерации;средства бюджета Республики Татарстан;средства бюджетов муниципальных образований;привлеченные внебюджетные средства.Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации:на 2011 год – 695 727,832 тыс.рублей, в том числе 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Республики Татарстан; 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Российской Федерации;на 2012 год объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 году, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;на 2013 – 2015 годы – по итогам реализации мероприятий в 2011 – 2012 годах.Объемы предполагаемых средств бюджетов муниципальных районов и городских округов будут определены после принятия соответствующих целевых муниципальных программ.Привлечение в установленном порядке внебюджетных средств из различных источников осуществляется государственным заказчиком Программы, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, региональными отделениями общероссийских общественных организаций инвалидов
Ожидаемые результаты Программы  К 2015 году планируется достижение следующих результатов Программы:наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры – 45 процентов;доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 16,5 процента;доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 10 процентов;доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 20 процентов;доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг – 55 процентов;доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов, – 49,6 процента

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9 процентов населения Республики Татарстан – это инвалиды, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является их реабилитация и социальная интеграция.
За период действия Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Республике Татарстан четко выстроена и отработана система предоставления мер социальной поддержки данной категории населения.
В период с 1999 по 2010 год были реализованы 7 республиканских программ, направленных на решение проблем инвалидов, в том числе 2 программы, направленные наобеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, и Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2009 года № 6 «Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года», с мероприятиями в рамках проекта «Интеграция инвалидов в общество» на 2008 – 2010 годы.
Обеспечено одно из основных условий проведения реабилитации – создана сеть государственных реабилитационных учреждений, которая включает 21 реабилитационный центр (в том числе 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и 8 центров реабилитации инвалидов старше 18 лет), услугами которых ежегодно пользуются более 15 тысяч человек.
Накоплен нормативный, правовой, кадровый, организационный, научно-информационный, материально-технический и финансовый потенциал социальных отраслей, участвующих в вопросах профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов.
В Республике Татарстан удалось сохранить высокие показатели доступности медицинской помощи, повысить уровень здравоохранения в сельских населенных пунктах. Последовательно развиваются специализированные и высокотехнологичные направления, такие как кардиохирургия, нейрохирургия, эндопротезирование, онкология. На эти цели за последние три года дополнительно направлены 6,8 млрд.рублей. Сегодня в Республике Татарстан функционируют 130 больничных и 220 амбулаторно-поликлинических учреждений. Специализированная медицинская помощь инвалидам оказывается городскими (районными) больницами, функционирующими в каждом муниципальном районе Республики Татарстан, и 4 республиканскими клиническими больницами. Восстановительное лечение и реабилитация инвалидов проводятся в Республиканской больнице восстановительного лечения, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, детей-инвалидов – в Центре восстановительного лечения детей-инвалидов МУЗ «Детская городская больница № 8», Республиканском детском психоневрологическом санатории № 2, Республиканском доме ребенка.
С целью реализации прав детей-инвалидов на дошкольное воспитание в Республике Татарстан функционируют 1890 дошкольных образовательных учреждений, из них 365 – полностью компенсирующего значения либо с группами для детей, нуждающихся в оздоровлении и коррекции нарушений развития, которые посещают 13,2 тысячи детей; 69 процентов детей с ограниченными возможностями школьного возраста обучаются в общеобразовательных (массовых) школах. Для детей, нуждающихся в обучении по специальным программам, в Республике Татарстан создано 51 специальное (коррекционное) учреждение (в них обучаются 27 процентов детей с ограниченными возможностями школьного возраста (5664 человека). Больным детям и детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, гарантировано получение образования на дому. Такой формой обучения охвачены более 1,5 тысяч детей. В последние годы активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах.
Республика Татарстан имеет 141 республиканское государственное профессиональное образовательное учреждение. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан подведомственны 69 учреждений (1 учреждение высшего профессионального образования, 33 учреждения среднего и 35 учреждений начального профессионального образования), в которых по состоянию на 1 июля 2011 года обучаются 569 детей-инвалидов.
В целях реализации прав инвалидов на профессиональную реабилитацию 52 центрами (филиалами) занятости населения безработным инвалидам предоставляются профориентационные услуги, организуется их профессиональное обучение (переобучение), оказывается содействие в трудоустройстве. Однако лишь треть от общего числа обратившихся инвалидов трудоустраивается. Так, в 2010 году из 9 091 инвалида, обратившегося в органы службы занятости, смог трудоустроиться только 3 721 человек.
В 2009 году, объявленном в Республике Татарстан Годом спорта и здорового образа жизни, велась активная работа по развитию спортивной инфраструктуры, был открыт новый культурно-спортивный комплекс «Олимп», на базе которого в октябре 2009 года в рамках Всероссийского форума «Россия – спортивная держава» впервые в Республике Татарстан состоялся Международный спортивный кубок по баскетболу среди инвалидов-колясочников. Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан для каждого муниципального района выделено по 1 ставке специалиста для работы с инвалидами по месту жительства, в г. Казани сформированы футбольная и баскетбольная команды инвалидов.
Вместе с тем вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Татарстан, как и в России в целом, остаются по-прежнему актуальными и требуют дальнейшей проработки, систематизации и комплексного решения.
За последние 6 лет общая численность инвалидов в Республике Татарстан увеличилась на 32,7 тысячи человек. В 2010 году из числа взрослого населения впервые признаны инвалидами 23,83 тысячи человек, из них половина – это граждане трудоспособного возраста, из числа детского населения впервые признаны детьми-инвалидами 1,7 тысячи человек. По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Татарстан проживают 326,03 тысячи инвалидов, из них 13,94 тысячи – дети-инвалиды. По данным территориальных органов социальной защиты, 1,8 процента от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники (5,8 тысячи человек), 2,9 процента – слепые и слабовидящие (9,5 тысячи человек), 1,2 процента – глухие и слабослышащие (3,9 тысячи человек).
В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных путей и остановочных платформ, общественного транспорта для пользования данной категорией граждан Республики Татарстан становится затрудненным или невозможным получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых, рекреационных услуг, полноправное участие в жизни общества.
Так, например, инфраструктура действующих образовательных учреждений не позволяет детям-инвалидам, передвигающимся в креслах-колясках, учиться вместе со своими сверстниками в условиях общеобразовательных школ.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата сегодня доступны всего 6 – 8 процентов объектов культуры.
Не происходит массового включения инвалидов в процесс занятия физической культурой и спортом, а также рекомендованными видами искусства. Адаптивной физической культурой и спортом в Республике Татарстан занимаются лишь 3,4 процента инвалидов.
В Республике Татарстан ежегодно принимаются меры по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Однакодля детей-инвалидов, в том числе имеющих значительные ограничения жизнедеятельности по причине нарушений функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, организация летнего отдыха представляется проблематичной.
В то же время создание условий безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех социальных сферах является одним из основных направлений современной государственной политики Российской Федерации. В условиях подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов Правительством Российской Федерации в качестве приоритетной выделяется задача устранения «отношенческих» и средовых барьеров, во многом формирующих ограничения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и мешающих их полному и эффективному включению в социум.
В качестве одного из механизмов решения данной проблемы Правительством Российской Федерации выбран программно-целевой метод, и постановлением от 17.03.2011 № 175 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, которой предусмотрена реализация в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке в регионах формирования доступной среды с участием трех субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей).
В целях обеспечения участия Республики Татарстан в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2011 № 712н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» в части реализации в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации», Концепции развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан, разработана настоящая Программа.
Она должна стать продолжением проводимых в Республике Татарстан комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество и обеспечить доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и услуг, повышение уровня и качества их жизни. Мероприятия, реализуемые в рамках пилотного проекта государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, должны в том числе обеспечить создание показательных для других субъектов Российской Федерации объектов социальной и транспортной инфраструктуры и способствовать формированию Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации примерной программы субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности.
Задачи Программы:
нормативное, правовоесопровождение формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, формирование системы мониторинга и контроль за обеспечением доступности для инвалидов всех категорий и других маломобильных групп населения социальной и транспортной инфраструктуры;
адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами всех категорий и другими маломобильными группами населения, с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности;
адаптация интернет-ресурсов и устройств связи, а также предоставление услуг в сфере информатизации и связи;
формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями.

 

3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ЕЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

В целях решения поставленных задач предполагаются два этапа выполнения Программы:
I этап – 2011 – 2012 годы;
II этап - 2013 – 2015 годы.
На первом этапе предполагается сконцентрировать основные усилия на создании нормативного, правового, методического сопровождения формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; формировании системы мониторинга обеспечения доступности для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; а также реализовать мероприятия пилотного проекта по отработке формирования доступной среды в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, включая проведение паспортизации и адаптации действующих приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, адаптации официальных сайтов органов государственной власти; подготовку кадров по работе с инвалидами с учетом их особых потребностей; создание учебно-материальной базы для обучения инвалидов востребованным профессиям.
В результате реализации пилотного проекта по отработке формирования доступной среды должны быть определены качественные и количественные критерии приспособления объектов и услуг в зависимости от размера затрат, времени приспособления, посещаемости объекта и случаи использования альтернативных методов для обеспечения доступности объектов и услуг, в том числе для организаций независимо от их организационно-правовой формы. При невозможности соблюдения требований доступности объектов и услуг в силу конструктивных особенностей зданий и сооружений и (или) иных причин должны быть осуществлены разработка и реализация альтернативных методов и решений, обеспечивающих доступность услуги с учетом возможностей различных организаций (дистанционная форма предоставления услуги, изменение режима работы и др.) в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Выполнение Программы будет оцениваться по целевым индикаторам и показателям, приведенным в приложении № 3 к настоящей Программе.
По итогам реализации Программы на первом этапе к 2012 году должны быть достигнуты следующие результаты:
наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в общем количестве приоритетных объектов – 16,8 процента;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 11,4 процента;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 5 процентов;
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 5,5 процента;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, – 33,7 процента;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов – 36,6 процента.
На втором этапе Программы будет осуществлена ее дальнейшая реализация, обобщение и оценка выполненных мероприятий, их эффективности и результативности.
В результате реализации Программы по формированию доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры к 2015 году планируется достичь следующих показателей:
наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в общем количестве приоритетных объектов – 45 процентов;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 16,5 процентов;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 10 процентов;
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 20 процентов;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, – 55 процентов;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов – 49,6 процента.